вторник, 12 марта 2013 г.

Тайная вечеря


Короткая история создания

Фреска создана в 1495—1498 годы по заказу герцога Лодовико Сфорца на задней стене трапезной в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Важная веха в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада. Написана на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись начала разрушаться практически сразу после работы.

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус говорит, что один из апостолов его предаст, и реакция каждого из них. Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящего в центре Христа. Рядом с Петром сидит Иуда (кстати, большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его за невидимую часть стола) и сжимает в руке мешочек, скорее всего с деньгами за предательство. 

Некоторые домыслы

Говорят что на картине скрыто много шифров и тайных посланий потомкам. Выискивать их можно бесконечно.
Так, итальянская исследовательница Сабрина Сфорца Галиция (Sabrina Sforza Galitzia) утверждала, что сумела прочесть предсказание конца света. Якобы она разгадала математико-астрологический шифр, составленный Леонардо. Откровение да Винчи о конце света скрыто в изображении окошка непосредственно над головой Иисуса Христа. В складках скатерти на столе у Христа и апостолов она увидела карту мира с обозначенными широтой и долготой. Кроме того, каждый из 24 часов у Леонардо якобы обозначает одну из 24 букв латинского алфавита.

Самая спорная гипотеза относительно картины, выдвинутая Д. Брауном в «Коде да Винчи» – апостол Иоанн, наклонившийся к Петру – на самом деле женщина, Мария Магдалина, вероятно, любовница Христа. Якобы контуры их тел образуют букву М, что якобы означает «Matrimonio» — «брак». На самом деле, контуры символизируют букву «V», и это подпись Л. да Винчи.

О поиске натурщиков существует красивая притча, кстати, неизвестно, правда это или миф.
Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю », он долго не мог найти натурщиков, с которых можно было писать фигуры Христа и Иуды. Модель для образа Христа нашлась в церковном хоре – подошел один молодой певчий, а искать натурщика для Иуды художнику пришлось еще три года, пока он случайно не наткнулся на валяющегося улице на пьяницу. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать Иуду. Позже пьяница сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

6 комментариев: